-
Год мира и созидания
О трудоустройстве молодежи
О трудоустройстве молодежи
Куда поступать
Гомельский областной профориентационный портал
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
Телефоны доверия
БЕЛАРУСЬ БИБЛИОТЕЧНАЯ
Абитуриенту
Информационный сборник технических карт
Временная занятость молодежи
Молодежь.бел.
Национальный центр законодательства и правовой информации РБ
:: ::

Рекомендации родителям

ПАМЯТКА

для родителей по профилактике сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

 

Сексуальное насилие - это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Родители должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему:

внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;

ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремится домой после школы;

прогулы занятий в учреждении образования, внезапное изменение успеваемости.

Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя»:

- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.

- Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдные места.

- Нельзя садиться в чужую машину.

- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.

- Нельзя задерживать на улице одному, особенно с наступлением темноты.

- Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

Если случилась беда, обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).

Во всех областях республики и в г. Минске создана и функционирует служба «Экстренной психологической помощи» по «Телефонам доверия».

Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.

 

Номера телефонов

службы экстренной психологической помощи в Республике Беларусь Брестская область: г. Брест 80162 255727 (круглосуточно)

Витебская область: г. Витебск 80212 616060 (круглосуточно)

 

Гомельская область: г. Гомель 80232 315161 (круглосуточно)

 

Гродненская область: 80152 39-83-31 (круглосуточно), 80152 39-83-28 (круглосуточно)

 

Могилевская область: г. Могилев 80222 71-11-61 (круглосуточно)

 

г. Минск: для взрослых 8017 3524444 (круглосуточно), 8017 3044370 (круглосуточно)

 

для детей 8017 2630303 (круглосуточно), 8-801-100-1611 (круглосуточно)

Республиканская «Детская телефонная линия»

 

Минская область: 8017 270-24-01 круглосуточно, 8029 899-04-01

круглосуточно

 

Сексологическую помощь в системе здравоохранения республики осуществляют учреждения, связанные с охраной психического здоровья. Помощь оказывает врач-психиатр-нарколог или врач-психотерапевт, прошедший повышение квалификации по сексологии.


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

Детство должно улыбаться,

Счастьем искриться в глазах,

В сердце теплом вспоминаться,

А не слезой на глазах!

 

Остановитесь! Оглянитесь! Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…

 

С 2012 года выявлено 5527 преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, учтенных по линии противодействия торговле людьми. В 2021 году – 874 (315 тяжких и особо тяжких).

 

ПОЛОВАЯ СВОБОДА И НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЯВЛЯЮТСЯ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ. ГАРАНТИРУЮТСЯ КОНСТИТУЦИЕЙ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

КТО И ПОЧЕМУ СТАНОВИТСЯ ПОСТРАДАВШИМ?

дети до 16 лет, чаще всего 5-12 лет;

они не понимают, что происходит;

насильнику легко запугать или обмануть ребёнка.

 

 

Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом

 

 

СТРАТЕГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами.

ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения.

Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти.

У детей необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

Рассказывайте о правилах поведения в общественных местах. Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на остановке, продолжит поездку на следующем автобусе (троллейбусе).

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо
контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Рассказывайте, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.

Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Уважаемые родители, жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.

 

НАДО ПОМНИТЬ! ЧЕЛОВЕК, ПОДВЕРГАЮЩИЙ РЕБЁНКА СЕКСУАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ, МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБОГО ВОЗРАСТА, ПОЛА, ПРОФЕССИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

Самое ценное, что есть у нас, - это наши дети! Появляясь на свет, наши дети абсолютно беззащитны. Мы – родители, являемся опорой и проводником наших детей в жизни.

 

Вместе с тем сегодня очень актуальна тема насилия над детьми, в том числе семейного. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, они могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. Забывая при этом всем известную народную мудрость «Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь».

 

ОБРАТИТЕ ВНИАНИЕ! Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

 

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое, экономическое.

         Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

          Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.

ВАЖНО! Существует такое понятие как пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

 

ПОМНИТЕ! За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права. 

 

СТРАТЕГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАСИЛИЯ

 

ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления редко улучшают ситуацию. Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы.

НЕ УНИЖАЙТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ. Иногда психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка, вызвать глубокую психологическую травму.

ГОВОРИТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ. Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, о своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также давать хорошие советы.  Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его и никогда не перестанете искать, если он потеряется или будет похищен.

СТАНЬТЕ ЧАСТЫМ ПОСЕТИТЕЛЕМ ШКОЛЫ. Если у Вашего ребенка возникли проблемы, вызывающие у него депрессию и приводящие к возникновению низкой самооценки, идите в школу — ВМЕШАЙТЕСЬ! Последствия того, если ребенок чувствует себя неудачником, могут выражаться в насильственных действиях с его стороны: драках, уничтожении имущества, жестокости и даже самоуничтожении.

ГОВОРИТЕ С ДЕТЬМИ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах — это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.

НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ». Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать  «Я горжусь тобой!».

 

ВАЖНО! Если Ваш ребенок подвергся насилию, постарайтесь воспротивиться желанию осудить или оправдать то, что произошло. Воспользуйтесь временем, чтобы выяснить обстоятельства, затем решите, как Вы сможете своей поддержкой предотвратить дальнейшее насилие.

 

ВСЕГДА ПОМНИТЕ!

 Вы  можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.

ПОДУМАЙТЕ!

Может быть, поступок ребенка, за который вы его наказываете, - это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию

 

УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!

 

Создавая семью, люди стремятся удовлетворить комплекс потребностей — в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. К большому сожалению, семья, также может служить источником психоэмоционального напряжения. Иногда за видимым благополучием кроются жестокость, непринятие, отсутствие уважения.

Насилие в семье – умышленные действия физического, психического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).

Домашнее насилие происходит за закрытыми дверями, но оно, несомненно, является проблемой всего общества.

ВАЖНО! Домашнему насилию может подвергнуться любой из нас, как ребенок, так и взрослый, пожилой человек, женщина или мужчина.

ПОМНИТЕ! В 95% случаев, если насилие уже имело место, оно повторится. Какие бы оправдания Вы ни находили, насилие является ПРЕСТУПЛЕНИЕМ, за которое предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Также в Республике Беларусь с 2014 года действуют такая мера противодействия насилию в семье как защитное предписание.

Защитное предписаниеустановление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Защитное предписание может запретить:

  • предпринимать попытки выяснять место нахождения жертвы насилия в семье;
  • посещать места нахождения жертвы насилия в семье, если жертва временно находится вне совместного места жительства;
  • общаться с жертвой насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной сети Интернет;
  • распоряжаться общей с жертвой насилия в семье собственностью.

 

Насилие в семье – куда обращаться?

 

Милицию – вызвать, в случае опасности для жизни; написать заявление с просьбой привлечь виновное лицо к ответственности, попросить направление на судебно-медицинскую экспертизу - звоните 102.

Больницу – получить необходимую медицинскую помощь, пройти медицинское освидетельствование и получить справку об обращении по поводу телесных повреждений.

Территориальный центр социального обслуживания населения – психологическая, юридическая поддержка, услуги временного приюта в «кризисной» комнате.

 

 

 

 

«Телефон доверия» учреждения «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница»

8 -0232 -31- 51- 61

 

Телефон общенациональной горячей линии, для лиц пострадавших от насилия

8-801-100-8-80

 

Домашнее насилие — это не то, что нужно скрывать, замалчивать, терпеть либо страдать от него. Случай семейного насилия, если он произошёл, необходимо остановить, чтобы предотвратить его повторение в будущем!

 

 


«Только слабые совершают преступления:
сильному и счастливому они не нужны» 
          Ф. Вольтер   


 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 22 января 2019года №22
"О признании детей находящихся в социально опасном положении"
ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24 ноября 2006 г. № 18
"О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" (скачать)

                       Для чего детям изучать свои права?

       Любое общество с надеждой ожидает, что его дети вырастут достойными и ответственными гражданами, которые внесут свой вклад в процветание государства. К сожалению, во многих странах мира дети все еще лишены прав, которые дали бы им возможность выживать, полноценно развиваться и принимать активное участие в общественной жизни.

Как в развивающихся, так и в индустриально развитых странах дети ежедневно встречаются с опасностью на улице, с употреблением наркотиков, сексуальным насилием. Их рабочий день часто бывает слишком длительным, что угрожает их здоровью, они не имеют возможности отдохнуть и развлечься.
              Что такое Конвенция о правах ребенка?
Конвенция о правах ребенка - это договор ООН, в котором говорится о правах, присущих детям во всем мире. Она устанавливает базовые стандарты детского благосостояния на различных ступенях их развития. Страны, которые ратифицируют Конвенцию (становясь таким образом "странами-участницами") соглашаются быть официальными ее гарантами. Они регулярно отчитываются перед экспертами Комитета по правам ребенка в отношении тех шагов, которые были ими предприняты, чтобы выполнить положения Конвенции.
Эта Конвенция - первый в истории универсальный официальный кодекс прав ребенка. Она соединит в одном договоре все относящиеся к правам ребенка статьи, которые раньше были разбросаны по различным международным соглашениям.

Конвенция о правах ребенка содержит 54 статьи, каждая из которых детально рассматривает различные права. Эти права могут быть разбиты на 4 категории.

Статья 24.23.  Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, — влекут наложение штрафа в размере до 100 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные организатором таких мероприятий, —

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста пятидесяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо — от 20 до 200 базовых величин.

3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, —

влекут наложение штрафа в размере от 20 до 200 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

4. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, —

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо — от 20 до 200 базовых величин.

5. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, —

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

6. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, —

влекут наложение штрафа в размере от сорока до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо — от двухсот пятидесяти до пятисот базовых.

 ПОРНОГРАФИЯ

ставит человека на уровень проявления животных инстинктов

Это вульгарная и непристойная фиксация половых сношений, умышленная демонстрация большей частью обнаженных гениталий, неэстетичных сцен полового акта, сексуальных извращений, зарисовок с натуры, которые не соответствуют нравственным критериям, оскорбляют честь и достоинство личности.

Ответственность за распространение порнографических материалов через ИНТЕРНЕТ

 Передача порнографической информации в основном осуществляется через социальные сети или при помощи мобильных телефонов по Bluetooth. Многие относятся к передаче фотографий или видеороликов порнографического характера как к игре. Но даже их демонстрация на экранах телефона или компьютера, размещение в социальных сетях, проставление «лайка» является преступлением.

 (статья 343 Уголовного кодекса)

от  2  до  4  лет лишения свободы

Например:

Используя компьютер или смартфон, ты скопировал в Интернете видеофайл порнографического характера и разместил их на личной страничке «ВКонтакте». Эти файлы были просмотрены или «лайкнуты» пользователями глобальной компьютерной сети.

Своими действиями ты совершил преступление, а именно: публичная демонстрация порнографических материалов с использованием компьютерной сети Интернет (часть 2 статьи 343 УК).

Уголовный кодекс Республики Беларусь Статья 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

  1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени
    совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением
    случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
  2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в
    возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной
    ответственности лишь за:
  3. убийство (статья 139);
  4. причинение смерти по неосторожности (статья 144);
  5. умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);
  6. умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья
    149);
  7. изнасилование (статья 166);
  8. насильственные действия сексуального характера (статья 167);
  9. похищение человека (статья 182);
  10. кражу (статья 205);
  11. грабеж (статья 206);
  12. разбой (статья 207);
  13. вымогательство (статья 208);

11') хищение путем использования компьютерной техники (статья 212);

  1. угон транспортного средства или маломерного судна (статья 214);
  2. умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части 2 и 3
    статьи 218);
  3. захват заложника (статья 291);
  4. хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ
    (статья 294);
  5. умышленное приведение в негодность транспортного средства или
    путей сообщения (статья 309);
  6. хищение наркотических средств, психотропных веществ, их
    прекурсоров и аналогов (статья 327);

171) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2-5 статьи 328);

  1. хулиганство (статья 339);
  2. заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);
  3. осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);
  4. побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде
    лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413);
  5. уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы (статья
    415).

3. Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.


Рекомендации родителям будущих первоклассников

Ребенок, достигший младшего школьного возраста должен обладать определенным «набором» знаний и навыков.

Прежде всего следует проверить знает ли Ваш ребенок ответы на следующие вопросы:

         Как его зовут?

         Сколько ему лет?

         Когда день рождения?

         Где живет (страна, город, улица, дом, квартира)?

Выяснить, умеет ли ребенок отличать различных животных (диких, домашних) и растения (хотя бы те, которые растут в вашей местности), имеет ли он представление о бережном отношении к природе и её охране.

Узнайте способен ли Ваш ребенок:

         Давать развернутые ответы на вопросы и задавать их (чаще у детей возникает один вопрос: «А что это?»

         Строить рассказы по картинке (картинам).

         Сочинять сказки.

         Находить слова с определенным звуком.

         Членить предложения.

         Заучивать наизусть стихи(прозу).

Знает ли он:

         Цифры (от 0 до 10).

         Дни недели и месяцы ( последовательно)

Может ли он:

         Назвать числа в прямом и обратном порядке.

         Соотносить цифру и число предметов.

         Составлять элементарные задачи на сложение и вычитание и решать их.

         Ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

         Правильно держать карандаш. Ручку, кисточку.

         Рисовать как определенные предметы, так и сюжетные картинки.

         Лепить одиночные фигурки и целые композиции.

         Изготавливать различные аппликации из бумаги разной фактуры.

Любит ли ваш ребенок выполнять различные физические упражнения:

         Под музыку;

         В заданном темпе;

         Ритмично передвигаться.

Любит ли Ваш ребенок принимать участие в элементарных спортивных играх, таких, как:

         Классики;

         Бадминтон;

         Настольный теннис;

         Игры с мячом.

Умеет ли Ваш ребенок:

         Петь, правильно передавая мелодию;

         Инсценировать нехитрую «музыку»;

         Ритмично двигаться под музыку.

 Безусловно, это лишь малая толика всего, что должен знать и уметь ребенок. Не обязательно все это у него должно получаться «на отлично». В таком случае Ваша первая задача – не паниковать. Спокойно и постепенно начинайте с ребенком постигать то, что не знает и не умеет.
При этом важно соблюдать некоторые правила:

         Не торопить ребенка.

         Учитывать его настроение, самочувствие, желание.

         Помнить дошкольный возраст – это возраст игры, поэтому некоторые понятия,  тяжело даются.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ-ПЕРВОКЛАССНИКОМ

Первый класс — это серьезное испытание не только для ребенка, но и для всей семьи. От того, как пройдет первый школьный год, во многом зависят и все последую­щие. Именно сейчас ваш ребенок учится самостоятельности, ответственности, именно сейчас у него вырабатывается определенное отношение к самому понятию школа. А как часто бывает: все лето малыш жил ожиданием пер­вого сентября, вы вместе выбирали ему ранец, покупали яркие тет­радки, ручки и карандаши. И вот долгожданный сентябрь... Проходит неделя, другая, и вы замечае­те, что он уже идет в школу как на каторгу, что домашние задания делаются из-под палки, а каждое утро начинается с препинаний: «Не пойду! Не хочу! Не буду!» Только не надо сейчас с ним ссориться: все равно ни к чему хорошему это не приведет, только хуже будет. Если уж это произошло, скажите себе «Стоп!» и попробуйте вмес­те с малышом начать все сначала.

  1. Будите его спокойно. Проснувшись, он должен видеть вашу улыбку и слышать ласковый голос. Не дергайте его по пустякам, тем более не стоит утром вспоминать вчерашние оплошности (даже если перед сном он так и не убрал на место игрушки — сейчас не время делать ему по этому поводу замечание).
  2. Не торопите его. Правильно рассчитать время, которое нужно ему на сборы в школу—это ваша, а не его задача. И если он не успевает собраться — это ваша вина: завтра разбудите его раньше настолько, насколько он задержался сегодня.
  3. Не отправляйте ребенка в школу голодным, даже если малыш кушает в школе.
  1. Не прощайтесь с ним предупреждениями типа «Смотри, не балуйся там», «Веди себя хорошо», «Чтобы сегодня у тебя не было плохих отметок» и т. д. Гораздо полезнее на прощанье пожелать малышу удачи, подбодрить, найти для него пару ласковых слов, ведь впереди у него трудный день.
  2. Встречая ребенка из школы, забудьте фразы типа: «Что ты сегодня получил?», «Как успехи в школе» или ироничные высказыва­ния: «Ну, как, сегодня без двоек?», «Эй, двоечник, как успехи?» Приветствуйте малыша спокойно, не обрушивайте на него сразу тысячу вопросов, дайте ему расслабиться (вспомните, как вы сами себя чувствуете после тяжелого рабо­чего дня и многочасового обще­ния с людьми). Но если ребенок чересчур возбужден и жаждет поде­литься чем-то, едва вернувшись из школы, то не откладывайте разговора на потом, выслушайте его — это не займет у вас много време­ни. Подумайте о том, как вам иногда важно, чтобы вас выслушали.
  3. Если вы видите, что ребенок огорченно молчит — не допытывайтесь о причине, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам. А если нет — осторожно поинтересуйтесь потом сами.
  4. Интересуйтесь успехами ребенка у учителей НЕ в присутствии малыша! А, выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Для того чтобы делать какие-либо выводы, нужно выслушать обе стороны. Учителя иногда бывают субъективны, ведь они тоже люди и не застрахованы от предвзятого отношения к ученикам. Не требуйте от ребенка, чтобы он сразу после школы садился за уроки. Перерыв в 2—3 часа ему просто необходим. А еще лучше, если первоклашка поспит часа полтора — это лучший способ восстановить силы. Помните, что лучшее время для приготовления уроков — с 15 до 17 часов.
  1. Не заставляйте его делать все уроки в один присест. После 15—20 минут занятий лучше делать 10—15-минутные «переменки», и лучше, если они будут подвижными.
  2.  Не сидите над душой, когда ребенок делает домашнее задание. Дайте ему возможность работать самостоятельно, но если ему понадобится ваша помощь — наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, у тебя все получится», «Давай разберемся вместе», «Я тебе помогу») и похвала, даже если у него не очень-то получается, жизненно необходимы, иначе вы быстро отобьете у ребенка охоту просить вас о помощи в будущем.
  1. Не торгуйтесь: «Если ты сделаешь, то...» Это порочная практика: у ребенка выработается неверное представление о цели его учебы, и он может начать думать, что, учась, делает вам одолжение, за которое вы ему платите — игрушками, сладостями или возможностью делать то, что ему хочется. Кроме того, условие, которое вы ставите ему, может неожиданно оказаться невыполнимым для ребенка, и вы окажетесь в сложной ситуации: либо быть последовательной до конца — и несправедливой по отношению к ребенку, либо нарушить свое «родительское слово».
  2. Хотя бы полчаса в день посвятите только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телефонные звонки, телевизор и общение с другими членами семьи. Пусть в этот момент он поймет, что для вас нет ничего важнее его дел, его забот, радостей и неудач.
  3. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с вашим первоклассником, а разногласия по поводу того, что педагогично, а что нет, улаживайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, школьным психологом, почитайте соответствующую литературу. Не надо думать, что все решится само собой, или что вы сами до всего дойдете. Изобретать велосипед, конечно, не возбраняется, но жизнь ребенка не самый подходящий полигон для экспериментов.
  1. Помните, что в течение учебного года бывают «критические» периоды, когда учиться становится сложнее, ребенок быстро утомляется, у него снижается работоспособность. Для первоклашки это первые 4—6 недель (и 3—4 недели для учеников 2—4-х классов), затем — конец второй четверти (примерно с декабря), первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти. В эти периоды нужно быть особенно внимательным к состоянию ребенка.
  2. Учтите, что даже большие дети любят сказку на ночь, песенку или ласковое поглаживание — все это успокаивает, помогает снять напряжение, накопившееся задень, спокойно уснуть. Старайтесь не напоминать малышу перед сном о неприятностях, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т. д. Завтра будет новый день, и в ваших силах сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. Поверьте, этот день можно прожить без того, чтобы читать ребенку нотации и трепать ему нервы.

Памятка родителям первоклассников

1. Постарайтесь взять отпуск к первому сентября, хотя бы на две недели.
2. По возможности не планируйте на сентябрь-октябрь кардинальных перемен (например - рождение младенца, бракоразводный процесс, изменение места жительства, эксперименты с нетрадиционными методами питания и оздоровления, покупка домашнего животного и т. д.).
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для 6-7-летних детей. Поэтому ребёнок должен иметь возможность гулять, отдыхать и делать уроки без спешки . Если же занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего малыша, начните водить его туда за год до начала учёбы или уже со второго полугодия первого класса.
5. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
6. Постарайтесь подготовить малыша к тому, что в школе с ним будут учиться очень разные дети, возможно, не похожие на него. Предупредите, что ему, возможно, не удастся сразу со всеми подружиться, но нужно постараться наладить хорошие отношения . Можно разыграть с помощью кукол различные ситуации, с которыми можно столкнуться в школе, и подумать, как из них можно было бы выйти. В конфликтах между детьми, которые, конечно же, неизбежны, не бросайтесь очертя голову защищать свое чадо или, наоборот, резко его отчитывать. Постарайтесь понять обе стороны, подскажите малышу, как бы вы поступили на его месте в неловкой ситуации.
7. Составьте с первоклассником распорядок дня, вместе следите за его соблюдением. Лучше еще до школы начать приучать будущего первоклассника к новому режиму, постепенно сдвигая время подъема и отхода ко сну. Вам придется проявить твердость и настоять на том, чтобы ребенок отправлялся спать не позднее девяти часов вечера, в том числе и в выходные . Часа за полтора до сна стоит прекратить просмотр телепередач и буйные игры. Естественно, что и уроки следует закончить никак не позднее. Лучше всего, пойдите с малышом на полчасика прогуляться перед сном, поговорите с ним о прошедшем дне, успокойте, если его что-то волнует. Утром начинайте будить ребенка немного раньше, чем необходимо, чтобы у него было время "раскачаться".
8. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе учебы. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
9. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
10. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом к учителю и за консультацией к психологу.
11. Позаботтесь, чтобы у ребенка оставалось достаточно времени для игр, прогулок и общения со сверстниками.
12. Интересуйтесь у ребёнка, как прошёл учебный день, что было интересным, новым, удивительным. Подобное ваше участие и интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребёнка.
13. Помните, что ваше общение с ребенком не должно ограничиваться темами обучения и школы.
14. Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребёнка.
15. Заметив, что у малыша назревает конфликт с учительницей, немедленно встретьтесь с ней, и попытайтесь выяснить, в чем дело. Если вы поймете, что речь идет о явной антипатии или психологической несовместимости, переводите ребенка в другой класс. Вообще, при любых школьных конфликтах, как бы сложны и неприглядны они не были, малыш всегда должен чувствовать, что вы с ним - в одном лагере, помогаете ему выкарабкаться из сложной ситуации, а не ведете, заодно с директором и завучем, войну против него.
16. Не сравнивайте ребёнка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Уважайте индивидуальность своего ребёнка, любите и принимайте его таким, какой он есть.
17. Будьте последовательны в своих требованиях. Например, если стремитесь, чтобы ребёнок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему возможность почувствовать себя повзрослевшим.
18. С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не получается, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением . Помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе повторять? Когда же ты, наконец, научишься?» и т.п. – кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут.
19. Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10 – 15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10 – 15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку.
20. Компьютеры, телевизоры и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день - так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

21. Больше всего на свете в течение первого года обучения ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то и нет. И если Вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний Ваш ребенок потеряет веру в себя.

Рекомендации нейропсихофизиологов

для родителей будущих первоклассников

·        Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

 ·        Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

·        Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

·        Не переучивайте левшу насильно - дело не в руке, а в устройстве мозга.

·        Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения.

·        Помните, что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются  от целей взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели.

·        Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

 ·        При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка. Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

 ·        Проведите  «ревизию» ошибок ребёнка при письме, чтобы понять, с чем связаны трудности: с плохим фонематическим слухом, низкой слуховой и зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.

·        Помните: для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё превосходство в знаниях.

 ·        Приводя ребёнка в 1 класс, необходимо отчётливо понимать, что для него должны меняться не  только место пребывания, режим, вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.

 ·        Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребёнка совершенно по-разному. Для ребёнка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной- он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в трудной ситуации.

 ·        Ребёнок не должен панически бояться ошибаться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаться. Старайтесь не вырабатывать у ребёнка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, и радость познания.

 ·        Для успешного обучения  мы должны превратить свои требования в «хотения» ребёнка.

 ·        Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить её. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребёнка.

 ·        Для гармоничного развития необходимо,  чтобы ребёнок учился по-разному осмысливать учебный  материал (логически, образно, интуитивно).

 ·        Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышлёное дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – «не навреди».


Дополнительные подразделы:

Рекомендации родителям пятиклассников, десятиклассников
Суицидальное поведение подростков
Как помочь ребенку в горе?
Как выявить агрессивного ребенка
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ: ЗА ШАГ ДО ПРОПАСТИ

Директор

Кулаковская Людмила Федоровна

Год качества
Погода
ШАГ
ШАГ
Белорусская республиканская пионерская организация
помогут бай
ДЕТИ МЕЛЕЖЕВСКОЙ ЗЕМЛИ
ПРАВОвой ЛАЙФХАК
Молодежь против наркотиков