-
Год мира и созидания
О трудоустройстве молодежи
О трудоустройстве молодежи
Куда поступать
Гомельский областной профориентационный портал
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
Телефоны доверия
БЕЛАРУСЬ БИБЛИОТЕЧНАЯ
Абитуриенту
Информационный сборник технических карт
Временная занятость молодежи
Молодежь.бел.
:: ::

Золотые правила учителя

Кто считается молодым специалистом?

Молодыми специалистами (далее -- специалист) являются выпускники высших и средних
специальных учебных заведений, закончившие полный курс обучения, и направленные на работу комиссией по персональному распределению (при наличии свидетельства). Они считаются специалистами в течение 2 лет со дня заключения трудового договора с нанимателем.

Выпускники государственных высших и средних специальных учебных заведений, окончившие их без отрыва от производства, персональному распределению не подлежат, в таком порядке они могут быть направлены на работу только по их желанию, просьбе. В этом случае они также считаются специалистами со всеми вытекающими отсюда гарантиями, правами и обязанностями.

Выпускник, который окончил полный курс обучения и направлен на работу комиссией по
персональному распределению, обязан отработать по распределению на работу 2 года со дня заключения трудового договора между ним и нанимателем. Срок службы в Вооруженных Силах Беларуси, иных войсках и воинских формированиях после окончания учреждения образования засчитывается в срок работы специалиста по направлению.

Не относятся к специалистам выпускники:
-- учебных заведений, получившие высшее или среднее специальное образования без отрыва от производства;
-- дневной формы обучения, которые хотя и обучались за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, но не прошли итоговую аттестацию;
-- получившие образование в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях не за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;
-- дневной формы обучения, хотя и получившие образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, но в соответствии с законодательством имеющие право на самостоятельное трудоустройство.

Право молодых на труд

Право на труд -- основа всех социально-экономических прав граждан. В соответствии со ст.41 Конституции гражданам гарантируется право на труд как наиболее достойный способ
самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в
соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.
Важнейшей гарантией реального осуществления права на труд для молодых специалистов наряду с установленными общими правовыми гарантиями для всех граждан являются дополнительные гарантии, установленные в специальных нормативных актах.

Нормативные акты, регулирующие правовое положение специалистовСреди специальных нормативных актов, регулирующих правовое положение молодых
специалистов, основное место занимает постановление Совмина "Об утверждении положения о распределении выпускников, которые обучаются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в заведениях образования, что обеспечивает получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в Республике Беларусь" от 2002-10-14г. N 1423 (далее -- Положение). Данное Положение является обязательным для исполнения всеми министерствами, иными республиканскими органами госуправления, местными исполнительными и распорядительными органами, организациями независимо от формы собственности, а также для выпускников дневной формы обучения заведений образования, которые обеспечивают получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, что обучались за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Нанимателям, независимо от форм собственности, запрещается на протяжении 2 лет после окончания учреждения образования принимать на работу выпускников без свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве. Увольнение специалистов или перевод их на работу, которая не связана с полученной специальностью, квалификацией до окончания обязательного срока работы запрещается, за исключением увольнения по инициативе нанимателя за виновные действия и случаев, предусмотренных в п.п.1
(в связи с ликвидацией организации), 2 и 6 ст.42 Трудового кодекса (далее -- ТК). В случае невыполнения порядка приема на работу выпускников и увольнения специалистов,
предусмотренного Положением, наниматель возмещает средства, затраченные на обучение
выпускников, в бюджет, с которого осуществлялось финансирование их обучения. В случае отказа от добровольной компенсации денежных средств за обучение их взыскание осуществляется в судебном порядке.

Порядок распределения специалистов

Важная роль в реализации своего права на труд специалистами принадлежит комиссиям по их персональному распределению.
Состав комиссии утверждается руководителем учебного заведения. Комиссии знакомятся с
объективными данными выпускников, заслушивают и обсуждают рекомендации учебного
заведения о наиболее целесообразном направлении специалистов на работу. Однако до начала
персонального распределения руководители учебных заведений должны ознакомить
специалистов с Положением, местами и планами распределения, договорами, которые
заключены заведениями образования с организациями о подготовке специалистов (рабочих) заявками на специалистов (рабочих), с порядком работы комиссии.
В этих целях министерства и другие центральные органы госуправления, в распоряжение которых направляются специалисты, сообщают министерствам, в ведении которых находятся высшие и средние специальные учебные заведения, важнейшие сведения для информирования комиссий и специалистов: перечень рабочих мест, предоставляемых выпускникам по каждому учебному заведению; должности; размер зарплаты; вид предоставляемой жилой площади, т.е. условия составляющие содержание будущего трудового договора, заключаемого со специалистом.

Следует иметь в виду, что должности по штатному расписанию, на которые в текущем году
должны быть приняты по персональному распределению специалисты, не подлежат замещению другими работниками или могут замещаться по срочному трудовому договору. При наличии указанных сведений в назначенные дни комиссия приступает к персональному распределению специалистов, заслушивает и обсуждает также их личные пожелания о будущей работе. Уже впроцессе персонального распределения для специалистов устанавливаются дополнительные гарантии права на труд, которые реализуются по окончании ими высших и средних специальных учебных заведений. Они выражаются в том, что каждому специалисту заблаговременно, не позднее чем за 2 месяца до окончания учебного заведения комиссия обеспечивает предоставление работы в соответствии со специальностью и квалификацией, приобретенной в учебном заведении. Интересный опыт в работе со специалистами накоплен НПО "Интеграл".

Несмотря на далеко не легкое экономическое положение, которое испытывают промышленные организации в настоящее время, в объединении все специалисты закреплены за опытными наставниками и в течение первого года работы проходят стажировку. Руководителям стажировки в зависимости от количества закрепленных специалистов в коллективном договоре предусматривается надбавка к должностному окладу до 50%. Не забыты и специалисты, владеющие иностранными языками. Им также предусмотрена доплата к должностному окладу.

Практически все специалисты включаются в резерв кадров и с ними организуется
дополнительная учеба в школе резерва. Ежегодно проводятся собрания, конференции специалистов и молодых ученых-рационализаторов. Преимущественное право предоставления общежитий также предусмотрено для молодых специалистов. Эти и другие меры способствуют закреплению специалистов, создают более благоприятную обстановку для творческого роста.

Льготы, предоставляемые при распределении

Действующим законодательством о труде и Положением установлены отдельным специалистам льготы при распределении.

Например, выпускникам, которые имеют инвалидность I и II группы или являются детьми-
инвалидами в возрасте до 18 лет, работа предоставляется с учетом состояния их здоровья по месту постоянного жительства родителей, мужа (жены) или с их согласия в одно из свободных мест трудоустройства.
В соответствии с п.14 Положения выпускникам, которые имеют одного из родителей или мужа (жену) инвалида I или II группы, работа предоставляется с учетом их просьбы, по возможности, по месту постоянного жительства родителей, мужа (жены). Выпускнику -- мужу (жене), лицу, избранному на выборную должность в государственные органы, а также лицам из числа военнослужащих Вооруженных Сил, иных войск и воинских формирований, сотрудников Службы безопасности Президента, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля, таможенных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников работа по возможности предоставляется по месту прохождения их службы. На выпускников -- мужа (жены), военнослужащего срочной службы, а также курсанта военных училищ эта льгота не распространяется. Льготы при распределении даны также супругам, оканчивающим учебные заведения одновременно. Им работа предоставляется в организациях, расположенных в одном населенном пункте. Если один из супругов оканчивает учебное заведение раньше другого и распределен комиссией по персональному распределению, то другому выпускнику -- жене (мужу) работа по возможности предоставляется в том же населенном пункте. По месту постоянного
жительства семьи (мужа, жены, родителей) по возможности предоставляется также работа
молодым специалистам -- беременным женщинам и матерям или отцам, имеющим ребенка в возрасте до 3 лет на момент окончания учебного заведения. Когда комиссия не может
предоставить работу выпускнику в связи с отсутствием мест трудоустройства по полученной специальности и квалификации, а также инвалидам I или II группы, избранным на выборнуюдолжность в госорганы, военнослужащим, имеющим право на льготы и другим категориям молодых специалистов, предусмотренным в п.п. 15--18 Положения, им предоставляется возможность самостоятельного трудоустройства с выдачей справки о самостоятельном трудоустройстве согласно установленному образцу. Выдача свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве выпускникам осуществляется учреждением образования не позднее чем за 5 дней после окончания ими учебы. На специалистов, которые направляются на работу в организации, расположенные в зонах радиоактивного заражения, распространяются льготы и компенсации, предусмотренные
законодательством.
Комиссии по персональному распределению специалистов при выборе мест будущей работы
предоставляют преимущественное право выпускникам-отличникам.
Когда специалист не трудоустроился после окончания учебы по распределению в связи со
службой в Вооруженных Силах, иных войсках и воинских формированиях, но имеет намерение
работать по месту распределения после окончания службы, он должен письменно уведомить об
этом нанимателя.
Гарантийные и компенсационные выплаты
Специалистам, которые получили направление на работу по окончании учебного заведения,
предоставляется отпуск продолжительностью 1 календарный месяц независимо от того, когда у
них были последние каникулы в учебном заведении. За период отпуска им выплачивается
денежная помощь в размере месячной стипендии, полученной в последнем семестре, за счет
средств организаций, в которые молодые специалисты направлены на работу. При этом
выпускникам педагогических специальностей выплачивается денежная помощь из расчета
месячной стипендии, которую выпускник получал в последнем перед выпуском семестре за 45
календарных дней за счет бюджетных средств. В этот период включается месячный отпуск
независимо от того, когда были последние каникулы в учебном заведении. Выпускникам
учреждений, обеспечивающим получение профессионально-технического образования, которые
обучаются не более 10 месяцев, время обучения засчитывается в рабочий год. Этот год дает право
на трудовой отпуск.
В тех случаях, когда выпускник не получает стипендию в последнем перед выпуском семестре,
соответствующая денежная помощь ему выплачивается исходя из расчета социальной стипендии.
Выпускникам учреждений, которые находятся на государственном обеспечении, за время
отпуска, кроме стипендии, выплачивается денежная компенсация за питание исходя из
установленных норм. Следует иметь в виду, что кроме вышеупомянутых выплат и льгот,
выпускникам из числа детей-сирот и детей, которые остались без опеки родителей, после
окончания учебного заведения выдается одежда, мягкий инвентарь, оборудование и денежная
помощь в соответствии с нормами законодательства.
Однако если выпускники учреждений образования получили возможность самостоятельного
трудоустройства, денежная помощь за период отпуска не выплачивается. Специалистам, которые
прибыли на работу по персональному распределению, местные исполнительные и
распорядительные органы, а также организации при недостаточности собственного жилого фонда
могут выделить средства с целью компенсации затрат на наем жилых помещений у граждан.
Указанные органы и организации могут также выдавать специалистам кредиты на
индивидуальное строительство, покупку мебели и иного жилищно-бытового исельскохозяйственного инвентаря, а также принимать их без очереди в жилищные строительные
кооперативы.
При направлении в порядке распределения на работу выпускников, когда это связано с
переездом в другую местность (в другой населенный пункт по существующему административно-
территориальному делению), им гарантируются выплаты, предусмотренные законодательством.
В соответствии со ст. 96 ТК специалистам возмещаются:
-- стоимость проезда специалиста и членов его семьи (кроме случаев, когда наниматель
предоставляет соответствующие средства передвижения) на условиях, что и при направлении
работника в служебную командировку;
-- расходы по провозу имущества железнодорожным, водным и автомобильным транспортом
(общего пользования) в количестве до 500 кг на самого специалиста и до 150 кг на каждого
переезжающего члена семьи. По соглашению сторон могут быть оплачены фактические расходы
по провозу имущества в большем количестве (п.2 ст. 96 ТК). При отсутствии указанных видов
транспорта могут быть оплачены расходы по провозу этого имущества воздушным транспортом от
ближайшей к месту работы железнодорожной станции или от ближайшего морского либо
речного порта, открытого для навигации в данное время;
-- суточные за каждый день нахождения работника в пути в предусмотренных законодательством
размерах;
-- единовременное пособие: на самого выпускника -- в размере его месячного должностного
оклада (тарифной ставки) по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи в
размере одной четвертой пособия самого работника.
Специалистам, переезжающим на работу в другую местность, выплачивается зарплата исходя из
должностного оклада (тарифной ставки) по новому месту работы за дни сбора в дорогу и
устройства на новом месте жительства, но не более, чем за 6 дней, а также за время нахождения в
пути. Если заранее невозможно определить размер причитающейся специалисту компенсации, то
ему выдается аванс.
К членам семьи специалиста, на которых выплачиваются компенсации, относится муж, жена, а
также дети и родители обоих супругов, находящиеся на его иждивении и проживающие вместе с
ним.
Стоимость проезда членов семьи и провоза их имущества, а также единовременное пособие на
них выплачиваются в том случае, если они переезжают на новое место жительства работника до
истечения одного года со дня фактического предоставления жилого помещения (см. Комментарий
к Трудовому кодексу. Мн., "Амалфея". 2000. Ст.96). Все расходы по выплате компенсации несет
организация, в которую направляется или принимается выпускник.
Все расходы по выплате компенсаций имеют строго целевое назначение. Поэтому средства,
выплаченные выпускнику в связи с направлением в порядке распределения "переездом его на
работу в другую местность", должны быть возвращены полностью в следующих случаях, если он:
-- не явился на работу или отказался приступить к работе без уважительных причин;-- до окончания срока работы, предусмотренного законодательством, был уволен за виновные
действия, которые в соответствии с законодательством явились основанием прекращения
трудового договора. Если специалист направлен на работу по месту своего прежнего жительства,
единовременное пособие не выплачивается. Оплачиваются только расходы по проезду. Тем из
них, которые проживали до учебы в общежитии или на арендованной жилой площади,
компенсации выплачиваются полностью.
Прием на работу
В соответствии со ст.281 ТК выпускникам государственных высших и средних специальных и
профессионально-технических учебных заведений гарантируется предоставление первого
рабочего места. Первым рабочим местом считается место работы, предоставляемое выпускнику в
соответствии с полученной специальностью, профессией и квалификацией, если до поступления в
учебное заведение он не состоял в трудовых отношениях. Так, например, если выпускники
указанных заведений по уважительным причинам (болезнь, перемена места жительства,
семейные обстоятельства и др.) не могут быть направлены на работу в порядке персонального
распределения на основании заключенных договоров (заявок), то их трудоустройство
осуществляется центрами занятости населения. Учебные заведения в этих случаях не позднее 2-х
месяцев до окончания выпускниками учебных заведений направляют в центры занятости
необходимую информацию для трудоустройства указанных выпускников. В соответствии с п.8
Порядка установления предприятиям, учреждениям, организациям брони для предоставления
первого рабочего места выпускникам государственных учебных заведений (утв. министерствами
труда и образования 17.05.99г. N 59/285) центры занятости населения с учетом наличия вакантных
мест вносят предложения в местные исполнительные и распорядительные органы об
установлении нанимателями брони для предоставления первого рабочего места указанным
выпускникам. Отказ в приеме на работу выпускникам государственных учебных заведений,
направленным в счет брони, запрещается. Основной правовой формой реализации права на труд
для всех работников является трудовой договор. При заключении трудового договора с молодым
специалистом принимают участие не только он и наниматель, но и третье лицо -- комиссия по
персональному распределению. Содержание этого договора определяется не только его
непосредственными сторонами, но и уполномоченными представителями государства,
заинтересованными в наиболее рациональном использовании специалистов. В момент
распределения на работу специалистов комиссия, выполняя представительные функции
организации и министерства, в распоряжении которого находится учебное заведение, сообщает
выпускнику основные условия, составляющие содержание будущего трудового договора.
Согласие специалиста приступить к работе, указанной комиссией, выражается в получении
удостоверения о направлении на работу и компенсационных выплат, связанных с переездом к
месту работы. Окончательное заключение трудового договора происходит в момент прибытия
молодого специалиста к месту работы, когда наниматель на основании удостоверения о
направлении на работу, а также его заявления издает приказ о зачислении на определенную
должность, указанную в удостоверении. Приказ объявляется работнику под расписку.
При приеме на работу специалисты предъявляют паспорт, документ об образовании,
удостоверение о направлении на работу или справку, дающую право самостоятельно
устраиваться на работу и при ее наличии -- трудовую книжку. Специалистам, работавшим до
поступления на учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение и имеющим
трудовые книжки, учебное заведение вносит записи о времени обучения в дневных отделениях (в
т.ч. подготовительных) высших и средних специальных учебных заведений. Основанием для такихзаписей являются приказы учебного заведения о зачислении на учебу и об отчислении из числа
студентов, учащихся. Если до поступления в учебное заведение специалист не работал, то
наниматель по месту работы вносит в его трудовую книжку отдельной строкой (со ссылкой на
дату, номер и наименование соответствующих документов (диплома)) запись о времени обучения
в учебном заведении.
Многие специалисты во время обучения работают: кто летом, кто во время учебы. Все эти
периоды работы, а также производственная практика на оплачиваемых рабочих местах и
должностях засчитывается в непрерывный трудовой стаж независимо от продолжительности
перерывов. Иногда бытует мнение, что работа студента во время учебы -- это работа по
совместительству, а как известно, она в трудовой стаж не засчитывается. Это распространенное
мнение является ошибочным. Работа во время обучения не является совместительством.
Поскольку обучение в учебном заведении не является трудовым правоотношением, мы имеем
лишь один трудовой договор. Следовательно, здесь не применимы требования, предъявляемые к
совместительству: разрешение деканата, ограничение в заработке, увольнение практически в
любое время как совместителя и т.д.
Труд студента -- его личное дело, и если это не мешает ему учиться, то он пользуется всеми
правами как обычный работник. Если специалист поступает на работу впервые и трудовой книжки
не имеет, то наниматель обязан в недельный срок завести на него трудовую книжку и заполнить
ее в присутствии его. С каждой записью в трудовой книжке работник должен быть ознакомлен
под расписку в личной карточке (формы Т-2). В соответствии со ст.26 ТК при приеме на работу (в
т.ч. и специалистов) запрещается требовать от граждан документы, помимо предусмотренных
законодательством.
Дополнительные гарантии. Перевод. Увольнение
Специалистам во время трудоустройства и работы предусмотрены дополнительные гарантии.
Например, им не устанавливается испытание при приеме на работу. В соответствии с Типовым
положением об аттестации руководителей и специалистов предприятий, учреждений и
организации (утв. постановлением Минтруда от 31.10.96г. N 84) от аттестации освобождаются
выпускники дневных учебных заведений в течение первого года работы после окончания учебы.
Как уже подчеркивалось, выпускники обеспечиваются работой строго в соответствии с
полученной специальностью. Поэтому их перевод на другую постоянную работу внутри
организации признается правомерным только в том случае, когда имеется их согласие и при этом
не изменяется их специальность, другая работа, не противопоказанная по состоянию здоровья.
Однако наниматель вправе в случае производственной необходимости (для предотвращения
стихийного бедствия, производственной аварии или немедленного устранения их последствий,
предотвращения несчастных случаев) временно, сроком до 1 месяца, перевести специалиста на
необусловленную трудовым договором работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не
ниже среднего заработка по прежней работе (ст.33 ТК). Бывает так, что под предлогом
производственной необходимости, переводят работников на другую работу временно для
срочного выполнения планового задания без их согласия. Такой перевод незаконный, поскольку
недостатки в организации труда не могут служить основанием для перевода на другую работу по
производственной необходимости.
Если специалист по какой-либо причине не может быть использован в организации или она не
обеспечивает выполнение условий, предусмотренных при направлении их на работу,
министерство, в ведении которого находится данная организация, обязано предоставить ему с его
согласия в своей системе другую работу по профилю или откомандировать на работу в систему
другого министерства в порядке перевода. Но и в этом случае специалист также не освобождается
от обязанности отработать установленный законодательством срок. Основные обязанности
работника установлены Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка, утв.
постановлением Минтруда от 5.04.2000г. N 46 (раздел 3).
Специалисты обязаны своевременно в установленные сроки явиться к нанимателю после
распределения комиссией для заключения трудового договора. Правовое положение
специалистов, заключивших трудовой договор, закрепляется их обязанностью отработать по
месту направления не менее 2 лет и строго соблюдать трудовую, производственную дисциплину в
организации. Напрашивается вопрос: может ли специалист подать заявление о досрочном
расторжении трудового договора по своей инициативе? По законодательству работник,
заключивший трудовой договор на неопределенный срок, имеет право расторгнуть этот трудовой
договор, предупредив об этом нанимателя письменно за 1 месяц (ч.1 ст.40 ТК). Трудовой договор,
заключенный на неопределенный срок (п.1 ст.17 ТК), а также срочный трудовой договор могут
быть в любое время прекращены по соглашению сторон трудового договора (ст.37 ТК).
Эти общие правила увольнения по собственному желанию, как правило. не распространяются на
специалистов. Он до истечения срока отработки может поставить вопрос о досрочном
расторжении трудового договора в исключительных случаях: по болезни или инвалидности,
препятствующих выполнению работы, при нарушении нанимателем законодательства о труде,
коллективного или трудового договора (соглашения), выразившемся в необеспечении
договорных обязательств жильем, непредоставлении работы по специальности и др., а также по
другим уважительным причинам, предусмотренным законодательством.
Со специалистами (выпускниками средних специальных и профессионально-технических
учреждений образования), которые поступили на дневную форму обучения в вузы, а также
которые окончили высшие учебные заведения (выпускниками высших медицинских заведений --
после окончания стажировки) и поступили на дневную форму обучения в аспирантуру
(ординатуру), трудовой договор может быть расторгнут по желанию работника в порядке и на
условиях, указанных в ч.IV ст.40 ТК при предоставлении соответствующих документов о
поступлении. Специалисты, которые работают по распределению, могут быть (с их согласия)
уволены в порядке перевода к другому нанимателю или в связи с переходом на выборную
должность (п.4 ст.35 ТК), а также по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п.6 ст.35 ТК). В
других случаях (кроме увольнения за виновные действия) необходимым условием
перераспределения или досрочного расторжения трудового договора между специалистом и
нанимателем является согласие министерства, которому подчинена данная организация или
органа образования. Самовольное оставление специалистом работы рассматривается как прогул.
Если для увольнения работника по его инициативе требуется устанавливать строго
регламентированный порядок расторжения трудового договора, поскольку здесь основной
фактор -- желание работника, то при увольнении по инициативе нанимателя государство считает
необходимым повысить правовую обеспеченность интересов работников, предупредить
возможные нарушения их прав. С этой целью законом установлены дополнительные гарантии
охраны права на труд при расторжении трудового договора по инициативе нанимателя. К числу
важнейших гарантий, обеспечивающих право специалистов на получение работы в соответствиисо специальностью и квалификацией, относятся установленные законом ограничения
возможности увольнения выпускников по инициативе нанимателя.
Такими гарантиями являются: во-первых, правило о том, что трудовой договор, заключенный на
неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия по
инициативе нанимателя может быть расторгнут лишь по основаниям, прямо предусмотренным в
законе, и, во-вторых, если об этом записано в коллективном договоре, запрещено расторгать
трудовой договор по инициативе нанимателя без предварительного согласия профсоюзного
комитета. Перечень оснований, по которым наниматель вправе уволить работника по своей
инициативе, исчерпывающий (ст.42 ТК).
Специалисты также могут быть уволены с работы по инициативе нанимателя. Но закон требует
при этом соблюдения особой правовой процедуры, ибо любое увольнение специалиста должно
быть под пристальным вниманием государства. Поэтому, прежде чем уволить молодого
специалиста за нарушение дисциплины, наниматель обязан принять все меры по воспитанию его
в трудовом коллективе с участием общественных организаций. В случаях, когда это
предусмотрено в коллективном договоре, наниматель обязан получить согласие профкома на
увольнение специалиста по своей инициативе. Профсоюзный комитет может дать согласие на
увольнение только после всесторонней проверки материалов, представленных нанимателем.
Министерство также регулярно проверяет объективность нанимателя при увольнениях
специалистов. К основаниям для расторжения трудового договора со специалистом по
инициативе нанимателя относятся:
1) ликвидация организации, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя,
сокращение численности или штата работников.
Следует отметить, что полная ликвидация организации -- чрезвычайно редкое явление. Вопрос об
увольнении специалистов по сокращению штата возникает редко. т.к. у них высокая
профессиональная подготовка. Однако при сокращении должности, занимаемой специалистом,
наниматель обязан с согласия работника перевести его на другую работу с учетом специальности
и квалификации. При невозможности использовать специалиста на работе в данной организации
обязанность его трудоустройства возлагается на министерство, в ведении которого находилась
данная организация. Последнее обязано предоставить ему работу по специальности или
квалификации в своей системе или откомандировать на работу в систему другого министерства;
2) обнаружившееся несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе
вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы. Причиной
увольнения его может быть состояние здоровья, если наступило стойкое снижение
трудоспособности, препятствующее нормальному исполнению трудовых обязанностей. Либо если
исполнение этих обязанностей ему противопоказано по состоянию здоровья или опасно для
окружающих. Временная утрата трудоспособности не может служить причиной для увольнения
работника по этому основанию. Состояние здоровья работника, вопрос об увольнении которого
решается, должно быть подтверждено медицинским заключением;
3) несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие
недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы (п.3 ст.42 ТК);4) систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей,
возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка,
если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания (ст.42 ТК). Из
формулировки названной статьи вытекает, что данное основание для увольнения применяется
при наличии следующих условий:
-- неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее их исполнение. Однако отказ от
выполнения работы, не входящей в круг обязанностей работника, не имеет отношения к его
трудовым обязанностям, не является нарушением трудовой дисциплины.
Следовательно, при увольнении специалиста по данному основанию принимаются во внимание
не только факты неисполнения работником обязанностей, возложенных на него трудовым
договором и правилами внутреннего трудового распорядка, но и неисполнение других трудовых
обязанностей, установленных действующим законодательством, коллективным договором,
приказами и распоряжениями нанимателя. При конкретных обстоятельствах с учетом характера
совершенного специалистом дисциплинарного проступка и ранее примененной меры взыскания
систематическим неисполнением служебных обязанностей может быть признано и повторное
неисполнение работником без уважительных причин возложенных на него обязанностей. По
этому основанию может быть уволен с работы и специалист без согласия министерства (п.28
Положения);
5) прогул (в т.ч. отсутствие на работе более 3 часов в течение рабочего дня) без уважительных
причин. В соответствии с законодательством о труде прогул является грубейшим нарушением
трудовой дисциплины, и поэтому за данный дисциплинарный проступок работник может быть
уволен. На основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка (утв. постановлением
Минтруда 5.04.2000г. N 46) прогулом считается неявка на работу без уважительной причины в
течение всего рабочего дня. Равным образом считаются прогульщиками работники,
отсутствовавшие на работе более 3 часов в течение рабочего дня без уважительных причин, и к
ним могут применяться меры ответственности, установленные за прогул. Если он до истечения
двухлетнего срока самовольно оставил работу, на которую был направлен в плановом порядке, то
такой случай также квалифицируется как прогул без уважительной причины.
При расторжении трудового договора со специалистом (п.5 ст.42 ТК) наниматель должен
учитывать, что воспитание работников осуществляется прежде всего методом убеждения, путем
создания нормальных производственных и бытовых условий, а также должен выяснить причину,
вызвавшую проступок, обстоятельства, при которых он совершен;
6) неявка на работу в течение более 4 месяцев подряд вследствие временной
нетрудоспособности, не считая отпуска по беременности и родам, если законодательством не
установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном
заболевании. За работником, утратившим трудоспособность в связи с трудовым увечьем или
профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления
трудоспособности или установления инвалидности (п.6 ст.42 ТК). Увольнение по данному
основанию специалиста является правом, но не обязанностью нанимателя. По установившейся
практике увольнение допустимо лишь тогда, когда оно вызвано производственной
необходимостью. За работниками, временно утратившими трудоспособность в связи с
заболеванием туберкулезом, место работы сохраняется до 12 месяцев, а за теми, кто утратил
трудоспособность из-за увечья или профессионального заболевания, -- до восстановления
трудоспособности или установления инвалидности. При этом не имеет значения, по чьей вине --организации или самого работника -- произошло трудовое увечье или профессиональное
заболевание;
7) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а
также распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на
рабочем месте и в рабочее время (п.7 ст.42 ТК). Следует отметить, что при применении указанной
статьи к специалистам необходимо учитывать, что такая мера воздействия должна использоваться
лишь в тех случаях, когда воспитательная и иная работа, проводимая трудовым коллективом с
лицами, злоупотребляющими алкоголем, не дала положительных результатов;
8) совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в
законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит
наложение административного взыскания. Специалист, впрочем, как и любой другой работник,
может быть уволен по этому основанию лишь после того, как вина установлена вступившим в
законную силу приговором суда в пределах одного месяца со дня вступления в законную силу
приговора суда или вынесения постановления органа в компетенцию которого входит наложение
административного взыскания;
9) однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других
работников (п.9 ст.42 ТК). Законодатель не определил, что следует понимать под "однократным
грубым нарушением". На практике под "однократным грубым нарушением правил охраны труда"
чаще всего понимается нарушение работником требований соответствующих инструкций, правил
и других нормативных правовых актов по охране труда, безопасной эксплуатации машин,
оборудования и других средств производства, а также правил поведения на территории
организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях, повлекшее увечье
или смерть других работников. Нарушение правил по охране труда может выражаться в 3 формах:
в несоблюдении правил; в их ненадлежащем соблюдении; в совершении действий, прямо
запрещенных соответствующими правилами. Вопрос о том, допустил ли работник грубое
нарушение правил по охране труда, решается с учетом конкретных обстоятельств. Расторжение
трудового договора по указанному основанию допускается при условии, что грубое нарушение
правил охраны труда повлекло увечье или смерть других работников. Нанимателю в каждом
конкретном случае следует выяснить, какие конкретные пункты правил по охране труда нарушены
работником и что именно эти нарушения явились причиной увечья или смерти других работников.
По п.9 ст.42 ТК могут быть уволены как должностные лица, так и другие работники (в т.ч. и
специалисты), постоянная или временная деятельность которых связана с данным производством
и на которых лежала обязанность по соблюдению правил по охране труда. Важное значение
имеет установление причинной связи между нарушением правил по охране труда и
наступившими последствиями. Например, если правилами (инструкциями) или специальным
распоряжением на работника непосредственно возложена обязанность выполнять правила
пожарной безопасности или контролировать и обеспечивать их соблюдение на определенном
участке, а работник в результате действия, бездействия или ненадлежащего действия нарушил
правила пожарной безопасности, что повлекло увечье или смерть других работников, наниматель
может расторгнуть с ним трудовой договор по п.9 ст.42 ТК. При этом не имеет значения,
привлекался ли работник за нарушение правил охраны труда к уголовной ответственности.
Расторжение трудового договора по п.9 ст.42 ТК должно производиться с соблюдением правил,
предусмотренных в ст. ст.43, 46, 198--200 ТК.Помимо оснований, изложенных в ст.42 ТК, трудовой договор с некоторыми категориями
работников при определенных условиях может быть прекращен в соответствии со ст.47 ТК в связи
с:
-- однократным грубым нарушением трудовых обязанностей руководителем организации
(обособленного подразделения) и его заместителями, главным бухгалтером и его заместителями;
-- совершением виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные
или материальные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со
стороны
-- совершением работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка,
несовместимого с продолжением данной работы;
-- направлением работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий;
-- неподписанием либо нарушением работником, уполномоченным на выполнение
государственных функций, письменных обязательств по выполнению предусмотренных
законодательством мер по предупреждению коррупции. К лицам, уполномоченным на
выполнение государственных функций, о которых говорится в п.5 ст.47 ТК, относятся, в частности,
представители власти; служащие госаппарата; лица, определяемые законодательством как
должностные; должностные лица субъектов хозяйствования, в имуществе которых доля
государственной собственности является преобладающей, и др.
Действующее законодательство устанавливает ряд гарантий, в т.ч. и специалистам,
обеспечивающих защиту интересов работника при увольнении. Так, запрещено расторжение
трудового договора по инициативе нанимателя в период временной нетрудоспособности
работника. Исключение -- случаи увольнения по п.6 ст.42 ТК, то есть в связи с длительной
нетрудоспособностью, о которой уже сказано. Недопустимо расторжение трудового договора по
инициативе нанимателя с работником, который находится в отпуске, за исключением случаев
полной ликвидации организации. Для определенной категории работников установлены
дополнительные гарантии, обеспечивающие их право на труд. Так, не допускается расторжение
трудового договора по инициативе нанимателя с беременными женщинами, женщинами,
имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, имеющими детей в возрасте от
трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов -- до восемнадцати лет), кроме случаев ликвидации
организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по
основаниям, предусмотренным п.п.4, 5, 7, 8 и 9 ст.42 и п.п. 1--3 ст.44 ТК (ч.3 ст.268 ТК). Указанные
гарантии женщинам при расторжении трудового договора действуют лишь в случаях увольнения
их по инициативе нанимателя. При расторжении трудового договора по иным основаниям
указанные гарантии не применяются. На молодых специалистов, направленных в порядке
персонального распределения на работу в организации, расположенные в зонах радиоактивного
загрязнения, распространяются дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные
постановлением Совмина от 1.10.98г. N 1516 "Об установлении выплат выпускникам учреждений,
обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, направленным на работу или для прохождения службы (военной службы) в районы, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС", с последующими изменениями и дополнениями.Увольнение с работы специалистов, как и других работников, оформляется приказом нанимателя.
Днем увольнения считается последний день работы. В день увольнения наниматель обязан
выдать работнику трудовую книжку с внесенной в нее записью о причине увольнения и
произвести с ним окончательный расчет.


Этот материал поможет читателю-педагогунаписать собственную методическую разработку.
Рекомендации описаны в виде шаблона. Заменяя текст шаблона на авторский текст в соответствии с данными рекомендациями, педагог сможет создать собственную методическую разработку. Этот подход заимствован у профессора В.В. Гузеева.

1. Состав и содержание методической разработки

Тема

Обычно тема строится по принципу: предмет исследования – объект исследования. Порядок частей названия может быть различным. Объект указывает на область, к которой
принадлежит ваша разработка, а предмет – на то, какие аспекты, признаки вы собираетесь изменить, на отличительные черты вашей методики. Иными словами, объект – ближайшая надсистема, в которой вы работаете, а предмет – та подсистема или признак, который ваша работа меняет,улучшает.

Иногда в самой формулировке указывают ЦЕЛЬ –для чего нужно улучшить данный объект.
Примеры:
Использование модели «Точка зрения» (ПРЕДМЕТ) как средства интеграции курсов развития речи и природоведения (ОБЪЕКТ) для формирования системного восприятия и
эмоционального отношения к окружающему миру (ЦЕЛЬ). Интеграцией курсов природоведения и развития речи занимались и до вас, в данном случае это та
область, в которой вы хотите сказать свое новое слово (объект). А вот использование модели «точка зрения» в качестве средства для интеграции этих курсов – это то новое, что вы разработали (предмет).

Предмет может иметь разную степень новизны, возможны формулировки типа «проблемы
применения методики…», «особенности использования методики… в условиях…». В
данном случае сама методика будет объектом (если она существовала уже до вас), а проблемы ее применения, особенности ее использования в каких-то новых условиях будут предметом исследования.
Возможно, вам не удастся сразу точно сформулировать тему. Это нормально: если вы
решаете педагогическую проблему, вы не обязаны знать сразу, какими средствами ее
удастся решить. Потому на входе важны цель и объект, а предмет может проясниться позднее.

Рекомендации по формулированию целей дана ниже.

Информация об авторе

Автор методической разработки (фамилия – имя – отчество, место работы и должность, контактная информация: желательно – электронный адрес, Ваш или адрес школы).

Пример: Иванова, Анна Петровна, педагог начальных классов школы №1 г. N, учитель 1-й
категории, anniv1975@server.ru

Условия применения

В этом разделе укажите
- Контингент учащихся, особенности контингента (если есть).
- Программа, в рамках которой применяется ваша методика.
- Если ваша разработка опирается на авторскую методику, укажите название базовой
методики и ее авторов.

Пример:
- Начальные классы (1-2).
- Курс развития речи в рамках курса русского языка
- Методика составления описательного рассказа по картинке (Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П.).

Актуальность, цель и задачи

Хорошо сформулированная цель во многом определяет успех всей работы. Не стоит
формулировать цели «общими словами»: развивать мышление и воображение – факт
достижения такой цели нельзя проверить.

Требования к формулировке цели и задач:
1. Цель должна быть сформулирована предельно конкретно, так, чтобы ее можно было разбить на понятные задачи, результат выполнения которых
можно проверить.
2. Цель должна рассматриваться в общей системе целей, т.е. должна быть ясна не только цель, а подцели (задачи), с помощью которых она будет достигнута и надцели, для достижения которых нужна ваша цель.
3. Задачи указывают на те изменения, которые должны произойти с учеником и проявиться в его поведении или в результатах его работы (например, в текстах, которые он пишет) в
результате применения вашей методики. Они описываются глаголами совершенного вида:
научить составлять загадки типа…; научить различать имя и значение признака; научить
применять системный оператор для составления вопросов об историческом событии и т.п.
Педагогам, знакомым с ОТСМ-ТРИЗ, посоветуем описывать изменения с помощью модели «элемент – имена признаков – значения признаков».

Ниже предложены несколько шагов, которые полезно сделать для того, чтобы качественно
сформулировать цели и задачи. Этот фрагмент текста (выделенный курсивом) не нужно включать в методическую разработку, он нужен в процессе работы над материалом.
Чтобы корректно сформулировать цель и задачи, попробуйте поступить следующим образом:1. Ответьте на вопрос: «что вы собираетесь изменить с помощью своей разработки?» Опишите ожидаемый результат: БЫЛО…– СТАЛО… А затем уберите те изменения, которых вы не достигли или достигли с помощью другой методики, оставьте только то, что напрямую касается вашей работы.

Пример: БЫЛО: дети дают устный ответ о природном объекте, бессистемно, пользуясь
штампами, рассказывают без удовольствия, говорят с трудом. – СТАЛО: дети составляют
связный эмоциональный, образный рассказ, рассматривают объекты с разных сторон,
используют собственные сравнения, рассказывают с энтузиазмом.
2. Составьте цепочку «ЗАЧЕМ?», это поможет вам увидеть надсистему целей.
Пример. Дети умеют составлять связный, целостный рассказ – Зачем? – Чтобы целостно,
системно воспринимать окружающий мир. – Зачем? – Чтобы осознанно относиться к
окружающему миру. – Зачем? – Чтобы уметь изменять окружающий мир.
Дети составляют образный рассказ, используя собственные сравнения – Зачем? – Чтобы
построить собственное эмоциональное отношение к окружающему миру. – Зачем? – Чтобы лучше понимать себя и окружающий мир.
3. Составьте цепочку «ДЛЯ ЭТОГО?», это поможет вам увидеть подсистемы целей.
Дети составляют образный рассказ – для этого выделяют наиболее яркие фрагменты целого; строят метафоры… Выполнив это упражнение, вы сможете получить материал для трех пунктов методической разработки (см. ниже).

1. Обоснование актуальности вашей работы получаем из цепочки «ЗАЧЕМ?» см. пункт 2
(пример: «Важно научить ребенка ориентироваться в современном динамичном
мире, формировать собственное эмоциональное отношение к тому, что его окружает. Развитие образной речи, ассоциативного мышления – один из главных инструментов формирования эмоционального отношения к миру. Не менее важным является формирование целостного, системного восприятия окружающего мира, необходимого человеку для обнаружения и решения возникающих перед ним проблем.
Вместе системное и образное описания позволяют эмоционально пережить и присвоить способы системного восприятия мира»).
2. Цель работы – из сопоставления исходной ситуации (БЫЛО) с ожиданиями (СТАЛО) см.
пункт 1 (пример: «Обучить построению образного рассказа об объекте на основе использования модели «Точка зрения»»).
3. Задачи – из цепочки «ДЛЯ ЧЕГО?» см. пункт 3 (пример: «Научить выделять признаки объектов, от имени которых строится рассказ; научить выделять признаки окружающих объектов, важные с точки зрения рассказчика, научить строить образные сравнения от лица рассказчика; научить строить системные сравнения от лица рассказчик, объединяя образы с единую систему»).

Средства Модели, инструменты, методы

Укажите модели, инструменты, методы, которые используются в вашей разработке.
Пример: Используются модели: «Элемент – имя признака – значение признака», «Точка зрения», морфологический анализ.

Наглядные пособия

Опишите используемые вами наглядные пособия. Если используются известные пособия, описанные раньше, перечислите их и дайте ссылки на материалы, в которых они описаны.
Пример: используется пособие «Круги Луллия» ссылка).

Описание методики

Описание методики может быть выполнено в различной форме – это зависит от ее содержания. Главная проблема описания заключается в том, что большинство используемых нами методик не реализуются в рамках одного или нескольких
уроков, а требуют более гибкой системы тренингов. Часто бывает ситуация, когда переход
к новому этапу обеспечивает ряд упражнений предыдущего этапа, которые могут проводиться в любой последовательности.

Состав методики Задание, упражнение, процедура

Что делает учитель
Что делают дети
Время, порядок работы
Рекомендации, установки
Что получается в результате

Часто в методических разработках примеры занимают львиную долю места и внимания
читателя. Это приводит порой совсем не к тем результатам, на которые рассчитывал автор.
Методическая разработка должна быть написана таким образом, чтобы ваши коллеги не
копировали ее «один к одному», а могли бы приспособить ее к условиям своего учебного
процесса, не нарушая предложенную вами технологию. Примеры иллюстрируют, делают более понятными и конкретными ваши предложения. Но ни в коем случае не заменяют их.

Пример. Играем в игру «На что похоже?» На начальном этапе используйте знакомые детямобъекты с интересной формой (например, ключик, очки, ветку дерева, зонт и т.п.). Затем переходите к объектам с другими яркими признаками (кран скапающей водой - звучание, горящая лампочка –емпература и т.п.).

Диагностика – тема, требующая отдельного обсуждения. Как правило, в методических
разработках учителей диагностика не приводится – вместо этого приводят примеры детских работ или высказываний. Это оживляет описание методики, делает его более читаемым, но не дает возможности оценить результат. Так, на уроках по развитию речи всегда можно ожидать 1-2 яркие работы, но это абсолютно ничего не говорит о
ценности использованной на уроке методики.

Талантливые дети пишут ярко и без специального обучения, иногда вмешательство учителя только портит дело. Если результат вашей методической разработки может быть представлен творческими продуктами учащихся, необходимо показать работы не менее
2/3 учащихся класса. Это не означает, что вы должны тратить время на перепечатку детских сочинений или придуманных детьми задач. Достаточно приложить к описанию методики их ксерокопии.

Другой вариант – использование диагностики, разработанной ранее. В этом случае необходимо сослаться на источники. Если вы решились предложить собственную
диагностику результатов применения вашей методики (за что сразу же заслуживаете
отдельную благодарность), то вам необходимо ответить на два вопроса:
1. По каким объектам вы оценивали результаты своей работы? Это могут быть
- наблюдаемое поведение детей (дети просят почаще проводить такие уроки, приносят
дополнительный материал, играют в предложенные учителем игры на перемене – такие
наблюдения свидетельствуют о повышении мотивации);
- продукты творческой деятельности детей (сочинения, выведенные детьми правила,
придуманные ими задачи и т.п.);
- результаты выполнения специальных заданий и т.п.
2. Значения каких признаков вы будете оценивать? Это могут быть
- наличие определенных высказываний учащихся в процессе работы,
- определенные виды поведения учащихся (например, если ребенок собирает копилку,
практически не обращаясь за помощью к учителю и одноклассникам и получает результат, можно судить о самостоятельности в данном виде деятельности); если учащийся в тексте
употребляет системные сравнения, можно судить о сформированности умения такие сравнения составлять);
- количество правильных ответов на предложенные задачи; количество ошибок
определенного рода и т.п. Если вы оцениваете работу в баллах, ни в коем
случае не считайте среднее арифметическое результатом по классу. Два ученика, схвативших в этот день грипп, не выполнившие работу и получившие единицы, сведут на нет результаты как минимум четырех отличников. Просто сосчитайте количество двоек, троек, четверок, пятерок и т. д. и процентное отношение количества данной оценки к числу учеников, выполнявших работу. Если работа оценивается, апример, десятибалльной шкалой, можно подсчитать число учеников, чьи результаты попадают в определенные промежутки (например, 0-5; 6-10; 11-20 и т.д.). Результаты можно отразить в диаграмме.

Выводы

Кратко повторите, чему была посвящена ваша работа. Какие проблемы вам пока не удалось
решить? Поставьте себе задачи на будущее. Не забывайте, пожалуйста, что ваши материалы
ждут сегодня очень многие учителя в разных концах страны.

Библиографический список и ссылки

В этом списке должны быть приведены все материалы, которыми вы пользовались во время создания собственной методической разработки.
- Материалы, опубликованные в прессе (статьи, книги, учебные пособия и т.п.);
- Материалы, размещенные на Интернет-сайтах (в том случае приводится адрес материала в сети, например Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. [WWW-документ] URL http://trizminsk.org/e/2312.htm )
- Материалы, размещенные на CD-дисках (пример описания: Нестеренко А.А., Белова Г.В.
Мастерская знаний: инструменты проблемно- ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ // Эффективные образовательные технологии
[Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. (57,2 Мб). – М. : ООО


Бал

Магчымы каментар

Парады вучню

2

У цябе ўжо ёсць поспехі. Ты ўмееш выбіраць правільныя адказы з прапанаваных.

 

Уважліва чытай тэкст падручніка: запомні галоўныя тэрміны і паняцці.

4

Малайчына! Ты завучыў вучэбны матэрыял, можаш даць азначэнне паняццю, але пакуль твае веды адрывачныя і фрагментарныя.

 

Пры падрыхтоўць да ўрока заўсёды адказвай на пытанні да тэкста і ў цябе ўсё атрымаецца!

 

6

Малайчына! Ты ўсвядомлена, поўна, правільна пераказваеш матэрыял, адказваеш на пытанні па тэксту. Выконваеш заданні на вывучаныя правілы па ўзору.

 

Наступны крок:
працаваць над
уменнем
выкарыстоўваць
атрыманыя веды
пры самастойнай
рабоце.

8

Малайчына! Ты умееш выкарыстоўваць набытыя веды: прыводзіш свае прыклады і аргументы, параўноўваеш, абагульняеш і робіш высновы, даказваеш сцвярджэнні. Самастойна выконваеш заданні.

 

Наступны крок: навучыцца прымяняць вывучанае ў новай сітуацыі.

 

10

Выдатна! Ты здольны прымяняць веды і ўменні ў незнаёмай сітуацыі: самастойна апісваеш і тлумачыш аб'екты, самастойна фармулюеш правілы, вызначаеш вучэбную праблему і прапануеш спосабы  яе вырашэння; рашаеш задачы рацыянальным спосабам; выконваеш творчыя работы і заданні

 

 


Виды домашних заданий

  1. К урокам изучения нового материала

1)   Заучивание материала учебника и его пересказ;

2)   Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке;

3)   Сбор материалов из дополнительных источников;

  1. К урокам обобщения

1)   Ответы на специально поставленные вопросы учителя;

2)   Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;

3)   Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану;

4)   Выделение в тексте основного и второстепенного материала;

5)   Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа;

6)   Подборка дополнительного материала по теме;

III. К урокам обучения применять знания

1)   Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц );

2)   Решение задач, аналогичных классным;

3)   Решение задач нестандартных;

4)   Решение задач с меж предметными связями;

5)   Самостоятельное составление задач;

6)   Самостоятельное изучение несложного материала;

7)   Работа над ошибками;

  1. К урокам контроля и проверки знаний

1)   Письменные ответы на вопросы;

2)   Домашняя контрольная работа;

3)   Решение нестандартных задач;

Способы задачи домашнего задания

  1. Выполнить Д. З. по заданному образцу.

На карточке - решение задачи, аналогичной домашнему (слабому ученику)

  1. Самостоятельно изучите материала учебника. Составьте план ответа, определите главное в изучаемом материале. При ответе у доски планом можно пользоваться.
  2. Коллективное домашнее задание. Класс делится на группы по 5-6 человек приблизительно одинаково готовых к работе по данной теме. Каждой группе дается задание.
  3. Добровольно выбранные домашние задания (Решите из упражнений те, что можете решить, но не менее …)
  4. Карточки для слабых учащихся:

-  с пропусками, которые нужно заполнить

-  с ошибками, которые нужно исправить

-  с неоконченными решениями.

  1. На доске чертеж

-  составить и решить задачу, аналогичную классной (средним ученикам)

 

-  решить задачу по данным чертежа (она аналогична  классной) (слабым ученикам)

-  составить возможные задачи к этому чертежу, достраивая, если нужно недостающие элементы (сильным ученикам).

  1. Индивидуальные дополнительные задания (или вместо домашнего задания - слабым ученикам)
  2. Необязательные самостоятельные работы, которые выбирают ученики для внеклассной работы (например, на неделю).
  3. Самостоятельная работа по применению усвоенных знаний в новых ситуациях или по исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе.

Способы проверки домашнего задания

  1. У доски ученик решил домашний пример
  2. a) Фронтально опрашивается, на основании чего вытекает справедливость выполненного после записи условия преобразования, затем - следующего и т.д.
  3. b) На доске запись решения примера, аналогичного домашнему. Решение закрыто. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода решения (то же с помощью сигнальных карточек «Светофор»)
  4. Выяснено, что №… не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся
  5. a) Выполняется этот пример у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;
  6. b) Аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе учителя комментируют с места ученики.
  7. У доски ученик записывает решение задачи или примера. На каком-то этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.
  8. В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.

 Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

 

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

-  четко определить и сформулировать для себя его тему;

-  определить место темы в учебном курсе;

- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3.Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

 

Подобрать учебные задания, целью которых является:

-   узнавание нового материала;

-  воспроизведение;

-  применение знаний в новой ситуации;

- применение знаний в незнакомой ситуации;

-  творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

-   задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

- задания, способствующие осмыслению материала учеником;

-   задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

-  что контролировать;

- как контролировать;

-  как использовать результаты контроля.

            При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

 

7.Подготовить оборудование для урока.Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

 

8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

 

9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

- формальную;

- содержательную;

-  аналитическую.

Формальная часть выглядит так:

Урок № __________

Тема:____________

Цель:____________

Задачи: обучающие:_____________

развивающие:__________________

воспитывающие:_______________

Оборудование:______________________________________________

Последовательность отдельных этапов урока.

Содержательная часть - состоит из двух частей:

1.тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

  1. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:

что делают

этап урока     

Ученики        

Учитель

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.


- организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

- проверка домашнего задания;

- проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

- постановка цели занятия перед учащимися;

- организация восприятия и осмысления новой информации;

- первичная проверка понимания;

- организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и  упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

- творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

- контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

- домашнее задание к следующему уроку;

- подведение итогов урока.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

            первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

            указание на то, что учащиеся должны запомнить;

            мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

            сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

            первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

            контроль результатов первичного запоминания;

            регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

            внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

            частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

            сообщение учащимся цели предстоящей работы;

            воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

            выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

            проверка выполнения работ;

            обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

            задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

            постановка цели урока;

            повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

            проведение проверочных упражнений;

            ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

            упражнения на их освоение;

            упражнения на их закрепление;

            тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

            упражнения на перенос в сходную ситуацию;

            упражнения творческого характера;

            итог урока;

            задание на дом.

Структура урока повторения:

            организация начала урока;

            постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

            проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

            подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

            задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

            организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

            постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

            изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.

            подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

            определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

            организация начала урока (психологический настрой учащихся);

            сообщение темы урока и его задач;

            изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

            формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

            упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

            творческое применение знаний и умений;

            упражнение по отработке навыков;

            домашнее задание;

            итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

            организационный момент;

            вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

            выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

            проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

            формулирование выводов по изученному материалу;

            оценка результатов урока;

            подведение итогов;

            задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

            организация начала урока;

            проверка домашнего задания, постановка цели урока;

            подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

            изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

            закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

            обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

            подведение итогов и результатов урока;

            задание на дом;

            подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

 

Структура уроков учителей-новаторов:

Система преподавания Л.В. Маховой:

            рассказ обзорного типа по всей теме;

            урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений

            урок - практическая работа;

            урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала;

            заключительный опрос по теоретическому материалу;

            решение задач по теме с применением микрокалькуляторов

Системауроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:

            уроки теоретического разбора материала учителем;

            уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам;

            уроки-семинары;

            уроки-практикумы;

            уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:

            урок-лекция по всей теме;

            уроки-решения ключевых задач;

            урок-консультация;

            урок-зачет.


1.Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.


  1. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

 4.Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием про­блемных ситуаций,умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

 5.Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.

 6.Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

 7.Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

 8.Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

 9.Удерживайтесь от излишних замечаний.

 10.При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.


Семь основных заповедей


Систематически совершенствуйте прежние знания, умения, навыки.

 Активно внедряйте и используйте современные технологии.

 Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, разнообразьте методы и приемы своей работы.

 Учите детей мыслить, самостоятельно добывать знания, отстаивать свои убеждения.

 Создавайте ситуацию успеха на уроке, помогайте слабым поверить в свои силы.

 Связывайте содержания изучаемого материала с жизнью, с достижениями научного прогресса.

 Научитесь любить своих учеников, и они вам ответят тем же.

 
Золотой Кодекс учителя 

- Учи! Ибо ты учитель.

- Не суди, ибо ты не судья.

- Возлюби коллег своих – всех и всяких.

- Возлюби предметы чужие, как свои.

- Начальственной любви избегай, но от благоволения не отказывайся.

- Гнев же начальственный прими к сведению, но не к сердцу.

- Не умничай перед родителями учеников своих, ибо они их родители, а не ты.

- Не жди с трепетом благодарности ни от кого.

- Не обольщайся любовью учеников, ибо будут у них другие учителя, а у тебя – ученики.

- Не пророчествуй ученикам своим, ибо не дано тебе знать, что будет, а чего не будет.


1. Дайте возможность партнеру выразить негативные эмоции, т.е. «выпустить пар».
2. Попросите партнера обосновать свои претензии.
3. Пытайтесь снизить агрессивный настрой партнера, используя различные
приемы, например, попросите совета по отвлеченному, но важному поводу.
4. Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своем отношении к
конкретным действиям и поступку.
5. Попросите партнера сформулировать желаемую цель, пути и варианты
достижения ее.
6. В любом случае дайте возможность партнеру «сохранить лицо».
Сдержите первую реакцию ответа агрессией на агрессию.
7. Доброжелательно проговорите основное содержание претензий
партнера для опровержения или подтверждения правильности понимания его
высказываний. Например: «Правильно ли я Вас понял».
8. Предложите партнеру высказать свои возражения и возможные варианты
решения конфликта.
9. Пытайтесь выстраивать диалог «на равных».
10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете себя виноватым.
11. Сделайте совместный выбор наиболее оптимального способа разрешения
конфликта и оговорите взаимоотношения на будущее.
12. Независимо от результатов взаимодействия старайтесь сохранять деловые


  1. Контакт глазами.

Пристально посмотрите на ученика. Он знает, что он делает. И знает, что я знаю, что он делает. И он знает, что этот взгляд означает «хватит». Пристальный взгляд (без осуждения) - это все внимание, которое он «выручил» за свою проделку. Никаких слов - только взгляд.

  1. Встаньте рядом.

Физическое приближение - это так же инструмент, помогающий минимизировать поведение, направленное на привлечение внимания. Продолжая вести урок, просто подойдите и станьте рядом с учеником. Без контакта глазами и без слов. Дети поймут, что делают что-то не так, при этом делать это рядом с учителем не так-то и удобно.

  1. Используйте имя ученика.

Этот прием позволяет одновременно дать минимальное внимание «в награду» за демонстративное поведение и рекомендовать ученику присоединиться к тому, что вы объясняете. Учитель делает это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока: «Таким образом, квадрат гипотенузы, Вова, равен сумме ...».

  1. Секретный сигнал.

С некоторыми из учеников можно договориться о прекращении их шалостей на уроках. Стоит попробовать один-на-один поинтересоваться, что нужно сделать вам, учителю, чтобы ученик спокойно сидел во время объяснения вами материала другим детям. Может случиться, что вы договоритесь с учеником о «секретном сигнале», который вы будете иногда подавать учащемуся, когда нужно будет сосредоточиться на работе. Быть может это будет подмигивание, или характерный жест руками и т.д. ребенок сам может предложить какой-либо жест, и для него это будет означать, что вы «играете по его правилам».

  1. Доводите до предела демонстративную выходку учащегося.

Учеников, которые не встают в начале урока, приветствуя учителя, можно заставить простоять весь урок; ученики, которые постоянно болтают, пускай весь урок пересказывают, объясняют или читают новый материал.

  1. Включите-выключите свет.

Старый испытанный способ. Когда кто-то из учеников или весь класс стал неуправляемым, просто поверните выключатель, подождите тишины несколько мгновений. Верните все обратно, можно даже поблагодарить учащихся за внимание, которое они вам уделили и продолжите урок.

  1. Манипулируйте голосом.

Этот прием основывается на рефлексах. Тихий голос заставляет учащихся непроизвольно прислушиваться и отвлекает их от нарушения дисциплины, обращая внимание на шепот говорящего. Можно и наоборот: резко, неожиданно для всех, но очень спокойно повысить голос и сразу же вернуться к обычной интонации. Помните, что больше всего ученики не любят учителей, «которые орут». Когда мы говорим с ними спокойно, они делают то же самое.

  1. Поговорите со стеной!

Прием лучше срабатывает в 1-6 классах, когда ученики нарушают дисциплину, повернитесь к стене (или. портрету ученого, писателя} и. начните громко монопог. «Уважаемая стена, ты не поверишь, что происходит в моем классе сейчас: одни выкрикивают ответы, не подняв руки, другие сидят ко мне спиной. А видишь ли ты ученика, пускающего самолетики? Как ты считаешь, что случилось с таким замечательным классом сегодня?» Обратив внимание учащихся на свою шутку, вы сможете спокойно продолжить урок.

  1. Временно прекратите вести урок.

Ученики знают, что учитель в школе, чтобы учить. Когда вы прерываете урок и «ничего не делаете» несколько минут, вы посылаете ученикам впечатляющий сигнал о том, что пора прекратить такое поведение. «Ничего не делать» можно стоя у доски или присев у стола. «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжать урок» - вот все, что иногда можно будет сказать. Даже если кто-то из учеников и не заметит вашего молчания и бездействия, на это внимание ученика быстро обратит весь класс, весомо дав понять, что он один не слушал учителя.

  1. Попросите об одолжении.

«Саша, собери, пожалуйста, сочинения», «Маша, помоги мне снять таблицу с доски» и т.д. Только не используйте этот прием часто, но как единовременная мера он работает хорошо.

Шаги беспроигрышного решения конфликтов (по Т. Гордону)

Шаги

Цели

Действия родителя

Шаг! Распознание и определение конфликта

Вовлечь ребенка в процесс решения проблемы

Четко и немногословно сообщить ребенку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребенка необходимо

Шаг 2. Выработка возможных альтернативных решений

Собрать как можно больше вариантов решения

Узнать решения детей (свои можно добавить позже), не оценивая и не принижая предложенные решения. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив

ШагЗ. Оценка альтернативных решений

Активизировать ребенка на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту

Предложить ребенку высказаться, какие из этих решений выглядят лучше, чем остальные

Шаг 4. Выбор наиболее приемлемого решения

Принять окончательное решение

Узнать, что думает ребенок о каждом оставшемся решении. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге

Шаг 5. Выработка способов выполнения решения

Спланировать процесс претворения в жизнь принятого

Вынести на обсуждение вопросы типа «Когда начнем?», «Кто будет следить за временем?», «Каковы будут критерии качества выполняемой работы?» и т. п.

Шаг 6. Контроль и оценка результатов

Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения

Интересоваться у ребенка, по-прежнему ли он доволен принятым решением и его результатами. Сообщать о своих чувствах и мыслях (они могут изменяться) по поводу результатов решения. Пересмотр или корректировка решения, если это потребуется

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВНОМУ СЛУШАНЬЮ

Активное слушанье помогает установлению доверительных отношений и показывает ученику, что вы его слушаете, слышите и понимаете. Используется тогда, когда негативные чувства возникают у ребенка и он пытается их выразить вам. Ваша правильная реакция - залог успешного и бесконфликтного взаимодействия. Активное слушание:

  1. Постарайтесь «прочесть» чувства ребенка за его словами.
  2. Попытайтесь определить их и дать им имена.
  3. Проверьте у ребенка, правильно ли вы определили его чувства.
  4. Дайте ему возможность уточнить вашу догадку или поправить вас, если она неверна.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ Я-ВЫСКАЗЫВАНИЙ

Я-высказывания больше похожи на информацию к размышлению, чем на обвинения, унижения или оскорбления. Они позволяют делать замечания, не осуждая при этом ученика, и утверждать себя таким образом, чтобы при этом никто не чувствовал себя победителем или побежденным, виноватым или невиновным. Используются я-высказывания тогда, когда негативные чувства возникают у педагога, и позволяют честно и в мягкой форме сказать учащимся о том, как на них отражается поведение детей. Формулируйте «Я-высказывания» следующим образом:

первая часть содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения ...»;

вторая часть называет чувства учителя в этот момент: «...я чувствую сильное раздражение»;

третья часть описывает эффект от плохого поведения: «... потому что я теряю мысль» «... класс отвлекается и не слышит новый материал»;

четвертая часть может содержать просьбу: «... пожалуйста, перестань».

Бывают ситуации, когда эффективнее не просто крикнуть ученику «Прекрати немедленно!!!», а сообщить ему о своих негативных чувствах, выбрав соответствующую интонацию доверия и искренности.


Соседние подразделы:
Интернет ресурсы для учителей
Педагогический совет
Права и обязанности
Рекомендации педагогам
Аттестация педагогических работников
Серия книг "Квалификационный экзамен"
Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена
Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен
Документы которые предоставляет педагогический работник для сдачи экзамена
Методическая копилка