-
Год мира и созидания
О трудоустройстве молодежи
О трудоустройстве молодежи
Куда поступать
Гомельский областной профориентационный портал
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
Телефоны доверия
БЕЛАРУСЬ БИБЛИОТЕЧНАЯ
Абитуриенту
Информационный сборник технических карт
Временная занятость молодежи
Молодежь.бел.
Национальный центр законодательства и правовой информации РБ
ФИЛИАЛ "УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР" РУП "ГОМЕЛЬЭНЕРГО"
"Марафон единства"
:: ::

Золотые правила учителя

- организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

- проверка домашнего задания;

- проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

- постановка цели занятия перед учащимися;

- организация восприятия и осмысления новой информации;

- первичная проверка понимания;

- организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и  упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

- творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

- контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

- домашнее задание к следующему уроку;

- подведение итогов урока.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

            первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

            указание на то, что учащиеся должны запомнить;

            мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

            сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

            первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

            контроль результатов первичного запоминания;

            регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

            внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

            частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

            сообщение учащимся цели предстоящей работы;

            воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

            выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

            проверка выполнения работ;

            обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

            задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

            постановка цели урока;

            повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

            проведение проверочных упражнений;

            ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

            упражнения на их освоение;

            упражнения на их закрепление;

            тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

            упражнения на перенос в сходную ситуацию;

            упражнения творческого характера;

            итог урока;

            задание на дом.

Структура урока повторения:

            организация начала урока;

            постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

            проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

            подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

            задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

            организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

            постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

            изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.

            подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

            определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

            организация начала урока (психологический настрой учащихся);

            сообщение темы урока и его задач;

            изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

            формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

            упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

            творческое применение знаний и умений;

            упражнение по отработке навыков;

            домашнее задание;

            итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

            организационный момент;

            вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

            выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

            проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

            формулирование выводов по изученному материалу;

            оценка результатов урока;

            подведение итогов;

            задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

            организация начала урока;

            проверка домашнего задания, постановка цели урока;

            подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

            изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

            закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

            обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

            подведение итогов и результатов урока;

            задание на дом;

            подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

 

Структура уроков учителей-новаторов:

Система преподавания Л.В. Маховой:

            рассказ обзорного типа по всей теме;

            урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений

            урок - практическая работа;

            урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала;

            заключительный опрос по теоретическому материалу;

            решение задач по теме с применением микрокалькуляторов

Системауроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:

            уроки теоретического разбора материала учителем;

            уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам;

            уроки-семинары;

            уроки-практикумы;

            уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:

            урок-лекция по всей теме;

            уроки-решения ключевых задач;

            урок-консультация;

            урок-зачет.



Вернуться в раздел Золотые правила учителя

Соседние подразделы:
Интернет ресурсы для учителей
Педагогический совет
Права и обязанности
Рекомендации педагогам
Аттестация педагогических работников
Серия книг "Квалификационный экзамен"
Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена
Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен
Документы которые предоставляет педагогический работник для сдачи экзамена
Методическая копилка