-
Год мира и созидания
О трудоустройстве молодежи
О трудоустройстве молодежи
Куда поступать
Гомельский областной профориентационный портал
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
Телефоны доверия
БЕЛАРУСЬ БИБЛИОТЕЧНАЯ
Абитуриенту
Информационный сборник технических карт
Временная занятость молодежи
Молодежь.бел.
Национальный центр законодательства и правовой информации РБ
ФИЛИАЛ "УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР" РУП "ГОМЕЛЬЭНЕРГО"
"Марафон единства"
:: ::

Золотые правила учителя

 Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

 

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

-  четко определить и сформулировать для себя его тему;

-  определить место темы в учебном курсе;

- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3.Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

 

Подобрать учебные задания, целью которых является:

-   узнавание нового материала;

-  воспроизведение;

-  применение знаний в новой ситуации;

- применение знаний в незнакомой ситуации;

-  творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

-   задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

- задания, способствующие осмыслению материала учеником;

-   задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

-  что контролировать;

- как контролировать;

-  как использовать результаты контроля.

            При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

 

7.Подготовить оборудование для урока.Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

 

8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

 

9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

- формальную;

- содержательную;

-  аналитическую.

Формальная часть выглядит так:

Урок № __________

Тема:____________

Цель:____________

Задачи: обучающие:_____________

развивающие:__________________

воспитывающие:_______________

Оборудование:______________________________________________

Последовательность отдельных этапов урока.

Содержательная часть - состоит из двух частей:

1.тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

  1. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:

что делают

этап урока     

Ученики        

Учитель

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.



Вернуться в раздел Золотые правила учителя

Соседние подразделы:
Интернет ресурсы для учителей
Педагогический совет
Права и обязанности
Рекомендации педагогам
Аттестация педагогических работников
Серия книг "Квалификационный экзамен"
Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена
Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен
Документы которые предоставляет педагогический работник для сдачи экзамена
Методическая копилка